Задвижка - один из самых распространенных типов трубопроводной арматуры, в которой запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды. Условное обозначение задвижек - 30, 31, 33. По типу затвора задвижки подразделяются на: клиновые, параллельные, шланговые и шиберные. Задвижки отличаются от других запорных устройств тем, что рабочая среда может подаваться с любой стороны присоединительных патрубков. Задвижки бывают полнопроходными и неполнопроходными (суженными). Диаметр проходного сечения в неполнопроходных задвижках меньше, чем диаметр трубопровода.
Задвижки из углеродистой стали используются на трубопроводах диаметром от 15 до 2000 миллиметров. Задвижки из стали используются на трубопроводах для транспортировки воды, масла, нефти, нефтепродуктов, газа, пара и других сред, для которых данный материал является коррозийностойким. Корпус задвижки из углеродистой стали по ГОСТ 4666-75 необходимо окрашивать в серый цвет, а задвижки из легированной стали - в синий.
Чаще всего используются задвижки с ручным управлением (маховик), иногда используются задвижки с электроприводом, пневмоприводом и гидроприводом. На ручные задвижки большого диаметра устанавливают редуктор, для уменьшения усилия при откртытии-закрытии потока рабочей среды.
Задвижка клиновая
Одним из запорных элементов, с помощью которого можно легко и быстро перекрыть движущуюся рабочую среду, является задвижка клиновая. Она используется в тех системах, где рабочим потоком выступает газообразное вещество, жидкое либо парообразное, а также нефтяные и масляные потоки. Задвижки характеризуются высокой устойчивостью к образованию коррозии, поэтому применимы к большинству различных типов сред. С помощью такой задвижки перекрываются потоки, характеризующиеся различной величиной давления, а также обозначенными условно величинами проходимости. Применение задвижек клиновых допускается исключительно на горизонтально проложенном трубопроводе.
Регулировать положение задвижки клиновой можно ручным способом, а также при помощи электроприводного механизма. Ручной способ подразумевает применение маховика. Использование электроприводного механизма может осуществляться со взрывозащитным исполнением либо с обычными условиями.
В случае повреждение задвижек такого типа возможен ремонт и полнейшее восстановление работоспособности задвижного механизма. Эта группа изделий даже не относится к тем, которые имеют ограниченный срок годности и лимитированную эксплуатацию. это так называемые механизмы с вынужденным сроком использования.
Задвижка клиновая отличается определенным уровнем имеющегося гидравлического сопротивления. Это ценное свойство, которое позволяет использовать их на тех трубопроводных системах, где движение внутри системы осуществляется с достаточно высокими скоростями. По диаметру задвижки могут быть строго полнопроходными. Они не сужают диаметров проходных сечений при закрытии. Другой тип задвижек – суженные – могут сужать диаметры, что позволяет уменьшить нагрузку от крутящего момента.